AuNi.Su
Автомобили в Нижнем Новгороде

Авто новости Нижнего Новгорода



» Советы автомобилисту » Становимся опытным водителем » Действия водителя в случае дорожно-транспортного происшествия

Действия водителя в случае дорожно-транспортного происшествия

Действия водителя в случае дорожно-транспортного происшествия

Никто не застрахован от попадания в дорожно-транспортное происшествие. В многочисленных авариях разбиваются как простые граждане, так и представители высших слоев общества.
Из этого раздела вы узнаете, какие действия нужно предпринимать (а какие не нужно), если волею случая вы стали участником ДТП.

Одна из распространенных ошибок водителей (особенно новичков) при попадании в ДТП заключается в том, что они паникуют, утрачивают контроль над собой, а в некоторых случаях даже впадают в шок.

Очень важно сохранять самообладание, то есть способность трезво мыслить и реально оценивать происходящее, во всех ситуациях. Помните: автомобильная авария — не самое страшное, что может произойти в жизни.

Тем более нет повода для паники, если в результате аварии нет пострадавших или они имеют незначительные повреждения (для взрослого человека к таковым можно отнести даже перелом руки или ноги, не говоря уже о ссадинах и царапинах). Главное — жизнь и здоровье людей, с разбитыми машинами разобраться проще.

У каждого водителя застрахована автогражданская ответственность. Поэтому даже если авария случилась по вашей вине (например, на дедушкиных «Жигулях» вы въехали в навороченный «Лексус»), то возмещать ущерб будет страховая компания, выдавшая вам полис ОСАГО.

Часто начинающие водители не могут прийти в себя на протяжении нескольких дней после ДТП. Они переживают по поводу утраченной или поврежденной машины, считают убытки, занимаются самобичеванием и т. д. Однако не лучше ли заняться ремонтом автомобиля, а если он не подлежит восстановлению — продажей годных запчастей?

Утрата психологического равновесия после аварии опасна тем, что она может повлечь другие серьезные проблемы. Вот типичная ситуация: столкнулись два автомобиля, виновного сразу определить не просто. Случается, что более опытный водитель уговаривает малоопытного «коллегу по несчастью», чтобы тот признал себя виновным в ДТП, даже если это и не очевидно:

«Пойми, добровольное признание вины намного уменьшит санкции». Пребывая в шоке, новичок, возможно, не заметит хитрости и возьмет вину на себя. Впоследствии, конечно, он об этом пожалеет, особенно если более продвинутые в автомобильном отношении приятели или родственники пояснят, что его нагло обманули. Помните: если в протоколе написано, что вы — виновник аварии, и вы с этим согласились (подписали протокол без возражений), то оспорить это потом будет невозможно.

Знайте, что если в аварии не было пострадавших, а транспортные средства повреждены незначительно, то участники ДТП по обоюдному согласию могут не вызывать наряд ГИБДД, а покинуть место происшествия. Перед этим они должны самостоятельно рассчитать ориентировочную величину ущерба и определить, кто и кому будет его возмещать. Данное положение было принято с целью предотвратить возникновение 1 пробок на перегруженных российских дорогах. Ведь нередко заторы образуются по той причине, что водители, чуть задев друг друга без повреждения автомобилей, ожидают приезда представителей ГИБДД.

Однако когда по взаимному согласию решить вопрос не получается — нужно непременно пригласить ГИБДД, чтобы зафиксировать дорожно-транспортное происшествие и оформить его так, как положено по закону.

Если в результате аварии есть пострадавшие, то вызов наряда ГИБДД обязателен. При вызове нужно сообщить о наличии пострадавших — тогда вместе с работниками ГИБДД на место аварии приедет дознаватель или следователь, так как будет рассматриваться вопрос о возбуждении уголовного дела, для I чего необходимо тщательное изучение всех обстоятельств случившегося и более подробное оформление ДТП.

 


ПРИМЕЧАНИЕ
Даже когда нанесен лишь легкий вред здоровью кого-то из участников ДТП, КоАП России предусматривает изъятие у виновного водительского удостоверения.


Возбуждение уголовного дела в связи с дорожно-транспортным происшествием, случившимся по вине кого-либо из водителей, осуществляется по статье 264 Уголовного кодекса «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Ее первая часть предусматривает наказание для виновных, если в результате аварии был причинен средний либо тяжкий вред здоровью человека. Вторая часть предусматривает наказание за гибель одного человека, а третья — гибель двух и более человек.

Если водитель, виновный в совершении дорожно-транспортного происшествия, скрылся с места аварии, то при наличии пострадавших в результате этого ДТП против него будет возбуждено уголовное дело по статье 265 Уголовного кодекса Российской Федерации «Оставление места дорожно-транспортного происшествия».

Как правило, виновник аварии определяется на месте происшествия, хотя у него есть законное право не признавать своей вины (в этом случае необходимо проведение дополнительного разбирательства).

Когда же вина водителя несомненна? Просто найти виновного, если одно транспортное средство стукнуло другой автомобиль сзади. Даже новички понимают: в подобных ситуациях вина всегда возлагается на того, кто ехал сзади (по этой причине следует все время держать безопасную дистанцию). Исключение из правила лишь одно: когда водитель, автомобиль которого побили сзади, находился за рулем в нетрезвом виде. Однако в этом случае виновными могут признать обоих участников ДТП.


ВНИМАНИЕ
Если вы управляете автомобилем в состоянии опьянения и становитесь участником ДТП — не сомневайтесь: вас признают виновником аварии всегда, даже если вы двигались на зеленый сигнал светофора.


Основная часть аварий возникает так: задний ударил переднего, кто-то не уступил дорогу, проехал на красный свет, нарушил правила маневрирования (например, неправильно перестроился). Обычно работники ГИБДД быстро определяют, кто является виновником ДТП.

Допустим, вас признали виновным в совершении ДТП. Вместе с тем вы придерживаетесь иного мнения. Вот характерный пример: у вас не получилось своевременно снизить скорость (полностью остановиться) и вы ударили движущееся перед вами транспортное средство. Казалось бы, все понятно: так как вы ударили сзади, вы и есть виновник дорожно-транспортного происшествия. Однако реальная обстановка на дороге в момент аварии была другой: водитель транспортного средства, которое вы ударили сзади, двигался по соседней полосе, но внезапно быстро перестроился непосредственно перед вашим автомобилем (то есть вас «подрезал») и спустя мгновение резко снизил скорость (или вообще остановился). Очевидно, что вашей вины в несоблюдении дистанции нет.

Как же действовать в таком случае? Тем более, если истинный виновник аварии пытается обвинить вас и прибывшие на место работники ГИБДД разделяют его точку зрения?

Смело и уверенно утверждайте, что вы официально не признаете себя виновным в совершении ДТП, излагайте свою позицию устно, затем отразите ее в протоколе, указав, что виновным в аварии вы себя не признаете. Постарайтесь найти свидетелей происшествия. Если они подтвердят ваши слова, то можно считать, что полдела сделано. Желательно также указать на какие-либо обстоятельства, которые в отношении вас можно трактовать как смягчающие: внезапное ослепление встречным транспортным средством, наличие гололеда и т. д. Если все же вас признают виновным, то эти обстоятельства могут снизить сумму штрафа.

Как известно, лучшая защита — это нападение, поэтому противостоять обвинениям со стороны второго участника аварии можно, отразив в протоколе следующие нюансы.

  1. Если авария случилась в темное время суток, утверждайте, что на движущемся перед вами транспортном средстве не были включены габаритные огни и именно поэтому вы не смогли своевременно его увидеть. Обратное доказать почти невозможно. Во-первых, в результате подобного ДТП у переднего автомобиля задние фонари, вероятно, будут разбиты. Если это не так, вы можете сказать, что в момент ДТП они не горели, а были включены лишь после аварии в целях ухода от ответственности.
  2. Вы можете выразить сомнение относительно трезвости водителя, автомобиль которого вы стукнули сзади, и потребовать проведения его медицинского освидетельствования (учтите, что вам придется пройти то же самое). Если он сел за руль «после вчерашнего» и алкоголь из его организма выведен не полностью, виновным в аварии признают его.
  3. Вы имеете право заявить, что подозреваете вашего оппонента в том, что он специально создал аварийную обстановку, возможно, в целях последующего вымогательства у вас денег либо сокрытия улик, которые могли быть в задней части его автомобиля (вдруг он совершил преступление?). Ваше заявление должны будут проверить.

После таких действий ситуация может кардинально измениться и обернуться в вашу пользу.

Помните, что если в аварии присутствует ваша вина, то работник ГИБДД обязан сообщить вам пункт ПДД, который вы нарушили.

Иногда дорожно-транспортные происшествия случаются по вине дорожных служб или даже ГИБДД. Характерный пример — неисправный светофор (не путать с неработающим светофором или со светофором, у которого мигает желтый сигнал). Например, вы приближаетесь к перекрестку и останавливаетесь на красный свет. Через какое-то время вы осознаете, что он горит слишком долго, то есть светофор явно неисправен. Скорее всего, на пересекаемой дороге также постоянно будет гореть зеленый свет. Что делать?

В данном случае лучше развернуться и поехать другой дорогой, ибо двигаться на красный свет опасно: ведь водители автомобилей едут по пересекаемой дороге на зеленый свет и не знают, что светофор сломан. При отсутствии объезда остановитесь на красный свет, позвоните по мобильному телефону в ГИБДД и попросите прислать регулировщика. Конечно, вы потеряете время, но в такой ситуации это единственно правильный вариант действий.

Многие водители в подобном случае ждут, пока пересекаемая дорога не станет пустой, и, выбрав момент, проезжают перекресток на запрещающий сигнал светофора. Если это приведет к дорожно-транспортному происшествию, водитель, поехавший на красный свет, будет признан виновником аварии, хотя часть вины следовало бы возложить на дорожные службы и ГИБДД, так как они не обеспечили нормальную работу дорожного оборудования.

Похожий пример: запрещающий сигнал включен на всех имеющихся на перекрестке светофорах. Эта ситуация менее опасна: откуда бы ни подъехал автомобиль, его водитель остановится на красный свет. Вскоре он, конечно, поймет, что светофор не работает, но при этом по пересекаемой дороге никто не будет мчаться на зеленый свет. В случае аварии виновными будут признаны оба водителя, поехавшие на запрещающий сигнал светофора. Однако и здесь часть вины можно было бы возложить на дорожные службы и ГИБДД.

Самая неприятная ситуация — когда на всех светофорах, установленных на перекрестке, включен зеленый сигнал. Здесь возможна авария с тяжелыми последствиями, ведь все автомобили будут двигаться на скорости на зеленый свет. Водители — участники дорожно-транспортного происшествия в этом случае виновными не признаются. Ответственность полностью несут дорожные службы и ГИБДД.

Знайте, что при попадании в аварию все обстоятельства случившегося необходимо подробно и четко зафиксировать. Многие нюансы (даже на первый взгляд незначительные) в процессе разбирательства могут иметь решающее значение. Если дорожно-транспортное происшествие обошлось без тяжких последствий, то оформляются такие документы:

  • подробная схема дорожно-транспортного происшествия;
  • перечень повреждений транспортных средств (как можно подробнее: например, не «разбит перед автомобиля», а «покорежен капот, левая фара треснула, правая — уничтожена, бампер развалился на куски, радиатор полностью вышел из строя и из него вытекла охлаждающая жидкость, на левом крыле большая вмятина с надрывом металла» и т. п.);
  • подробные объяснения участников и свидетелей аварии;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • протокол о совершении административного правонарушения, копии которого сразу передаются под роспись каждому участнику аварии.

Если же авария повлекла серьезные последствия (погибли или тяжело травмированы люди, нанесен значительный материальный ущерб), то необходимо оформить следующие документы:

  • протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств;
  • подробная схема дорожно-транспортного происшествия (на бумаге-миллиметровке);
  • акт о проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения каждого участника аварии;
  • подробные объяснения всех участников аварии, а также показания очевидцев случившегося;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии.

Все перечисленные документы необходимо составлять в присутствии участников аварии. Исключение — получение показаний свидетелей и очевидцев случившегося.

Рекомендуется до прибытия на место наряда ГИБДД своими I силами найти очевидцев аварии, записать их фамилии и координаты для связи. Данные оставьте у себя, а приехавшим на I место работникам ГИБДД отдайте копию перечня.


СОВЕТ
Вы можете пообещать свидетелям аварии, что оплатите им все расходы, которые, возможно, придется понести в связи с участием в рассмотрении обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (явки на разбирательство в ГИБДД, в суд и др.).


Если вы попали в аварию и чувствуете себя неуверенно (испугались, растерялись, утратили контроль над собой, находитесь в шоке), то позвоните более опытному другу или родственнику и попросите его приехать к месту ДТП. Он поможет вам сориентироваться в ситуации, не позволит совершить опрометчивых действий, проследит за соблюдением законности при оформлении дорожно-транспортного происшествия. Да и присутствие рядом близкого человека вас морально поддержит и приведет в чувство. Неплохо, если у него получится прибыть на место до появления представителей ГИБДД: в таком случае он сможет быть свидетелем, подтверждающим вашу правоту.

Иногда кто-либо из участников аварии, пребывая в шоковом или стрессовом состоянии, самоустраняется от участия в разборе обстоятельств, который проводится после приезда к месту ДТП сотрудников ГИБДД. Он ставит подпись на всех документах, даже не ознакомившись с ними, полностью положившись на работника ГИБДД и других участников аварии. Нужно ли говорить, что так безответственно вести себя нельзя! Ведь при разборе обстоятельств между участниками происшествия часто возникают разногласия, и тот, кто увереннее в себе, имеет все шансы представить картину аварии в выгодном для себя свете.

Самым тщательным образом ознакомьтесь с протоколом и схемой ДТП. Ваши возражения обязательно внесите в протокол. Особое внимание уделите перечисленным ниже факторам, и если считаете, что один или несколько из них могли оказать влияние на происшедшее, — обязательно сделайте в протоколе соответствующую запись.

  1. Состояние дорожного покрытия. Возможно, на нем имеются дефекты (ухабы, трещины, ямы). Замерьте их размеры (длину, глубину, ширину) и внесите эти сведения в протокол. Дело в том, что для каждого дефекта существуют предельно допустимые нормы (регламентированы ГОСТом Р50597-93), и если они были превышены — ответственность за ДТП будут нести дорожные службы.
  2. Наличие и состояние дорожного оборудования, а также технических средств и приспособлений организации дорожного движения: знаки, разметка, светофоры, разделительные полосы, а также их внешний вид и размещение (место, высота и др.). Если знак дорожного движения либо дорожная разметка не соответствуют официально утвержденному образцу, то ответственность за дорожно-транспортное происшествие можно полностью или частично возложить на дорожные службы (поскольку они занимаются установкой дорожных знаков и нанесением линий разметки) и ГИБДД (так как на эту организацию возложены функции контроля состояния технических средств организации дорожного движения).
  3. Место ДТП. Например, авария случилась в низине, где в это время был туман, или на плохо просматриваемом участке дороги. Иногда это квалифицируется как смягчающее обстоятельство.
  4. Наличие в районе аварии масляных пятен, луж, льда, грязи и т. п. Необходимо замерить и отразить в протоколе их точные размеры.
  5. Наличие в районе аварии следов ДТП: тормозной путь, выброшенные из автомобилей в результате удара предметы и др.

Помните, что вы имеете право потребовать осуществления дополнительных мероприятий, которые могли бы прояснить реальную картину случившегося. Ими, в частности, являются определение видимости на дороге и наличия на ней тех либо иных препятствий, а также проведение контрольного торможения транспортного средства. При наличии фотоаппарата или видеокамеры (возможно, встроенных в мобильный телефон) сделайте фото- или видеосъемку места ДТП, положения автомобилей после столкновения, а также пострадавших.

В протокол должны быть внесены сведения об очевидцах случившегося. Часто виновник аварии определяется по результатам их опроса.


ПРИМЕЧАНИЕ.
Свидетелями могут являться любые лица, которые были очевидцами происшедшего, в том числе близкие люди (родные, друзья) участников аварии.


Если вы стали виновником ДТП (например, вовремя не затормозили и разбили бампер находящегося спереди автомобиля) и готовы сразу возместить убытки пострадавшему, то непременно возьмите с него расписку об отсутствии к вам претензий. Ее можно составить в произвольной форме, но она должна содержать следующие сведения:

  • фамилии, имена и отчества участников ДТП;
  • адреса их проживания (по паспорту и фактические);
  • точные дата, время и место аварии;
  • марки, модели и государственные регистрационные номера автомобилей — участников ДТП;
  • описание повреждений автомобиля пострадавшего участника ДТП;
  • сумма возмещенного ущерба цифрами и прописью;
  • фраза о том, что пострадавший не имеет претензий к виновнику ДТП;
  • личная подпись пострадавшего.

Пример подобной расписки приведен ниже.



Я, Семенов Андрей Ильич, проживающий по адресу: город Москва, улица Мясникова, дом 37, квартира 20, 10 июня 2008 года стал участником дорожно-транспортного происшествия по вине другого водителя - Петрова Дмитрия Антоновича, проживающего по адресу: город Москва, улица Кирова, дом 45, квартира 14. ДТП произошло в 10:30 в Москве на пересечении улиц Победы и Коммунистической. Я управлял собственным автомобилем марки «Опелъ-Вектра», госномер 1442, а Петров Дмитрий Антонович - его собственным автомобилем марки «Форд-Сиерра», госномер 7519.

У моей машины «Опель - Вектра» в результате ДТП разбит задний бампер и перестал работать правый указатель поворота, у машины Петрова Д.А. «Форд-Сиерра» разбит передний фонарь. По обоюдному согласию виновным в совершении ДТП признается Петров Дмитрий Антонович, который полностью возместил мне причиненный ущерб в размере 32 ООО (тридцать две тысячи) российских рублей.

В связи с этим никаких материальных и иных претензий к Петрову Дмитрию Антоновичу я не имею, в чем и расписываюсь.

Дата Подпись



В случае отсутствия такой расписки после того, как вы рассчитались с пострадавшим и покинули место аварии, он может вызвать наряд ГИБДД, сообщить, что вы стукнули его автомобиль и уехали с места ДТП, и назвать приметы и номер вашего автомобиля. Вы будете нести ответственность не только за совершенное дорожно-транспортное происшествие, но и за скрытие с места аварии.

При попадании в такую ситуацию действуйте следующим образом. Сделайте в протоколе отметку, что не признаете себя виновным, и напишите, как на самом деле разворачивались события. Найдите свидетелей, которые подтвердят, что видели, как вы передали деньги другому участнику ДТП. Свидетелями могут являться друзья и родственники. По-человечески ваши действия будут вполне оправданы. Все равно по-другому доказать свою правоту вы не сможете. Если удастся это сделать, то другого участника ДТП можно обвинить в заведомо ложном сообщении о преступлении, даче ложных показаний, клевете, то есть прегрешениях, многие из которых подпадают под действие даже не Административного, а Уголовного кодекса.



Становимся опытным водителем. Действия водителя в случае дорожно-транспортного происшествия

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Последние новости
» Китайский Changan будет собирать автомобили в России...

» На ВИДЕО: Найк Борзов троллит инспектора ДПС говорящим хомяком...

» Генпрокуратура занялась автобусными перевозками пассажиров...

» Колокольцев запретил перекрывать улицы для проезда полицейских начальников...

» Гарика Сукачева хотят лишить прав...

» В Израиле часть автомобильных дорог делают из использованных шин...

» Бывший начальник ГИБДД в Астрахани сядет на три года за пьяное ДТП, в котором погибла женщина...

» Машины Пекина уберут под землю - в городе собираются строить крупнейшую в мире подземную ......

» До 2016 года в России появятся 3000 км платных дорог...

» С 1 октября получить талон техосмотра будет проще - не понадобятся ни медсправка, ни квитанция об ......

» Стоимость полиса ОСАГО до конца года вырастет на треть, прогнозируют эксперты...

» Mitsubishi ASX - удар ценой...

» Определен срок окончания программы утилизации старых авто...

» Челябинскому водителю могут дать пожизненный срок за расстрел сотрудников ДПС, забравших у него ......

» У Влада Топалова забрали права и отправили в наркоклинику...

Популярное