Чёрный металлопрокат представляет собой заготовки, которые получаются из стали с помощью проката, бывает трёх видов: листовой прокат, сортовой прокат, трубный прокат. У всего чёрного металлопроката примерно один удельный вес, однако по виду, из которого и следуют особенности его транспортировки, он различен.
Стандартный вес заготовок и длина стального проката делают ход разгрузки/погрузки даже не очень большого количества металлопроката очень сложным. Ввиду этого используются краны. Как известно, кран разгружает и загружает сверху. Поэтому для автомобильной транспортировки металлопроката используются машины, которые пригодны для «верхней» разгрузки/погрузки: сортиментовозы, прицепы-роспуски, бортовые автомобили без тента, трубовозы, полуприцепы с увеличенными рёбрами жёсткости и целиком открывающейся верхней шторкой.
Листовой прокат представляет собой листы толщиной от 0,5 мм до 1,5 см, различается по ширине и длине в зависимости от стандарта, которого придерживается производитель. Для удобства его разгрузки/погрузки листовой прокат погружается в кузов маленькими партиями, между которыми кладутся бруски либо доски. Это даёт возможность без труда вынимать и продевать стропы. Если листы листовых прокатов маленького размера, применяются поддоны соответствующего размера. Разгрузка/погрузка поддонов может выполняться вилочным погрузчиком.Другой вопрос фасонный прокат –стальной швеллер, уголок, двутавровая балка.
Для большей плотности уголок укладывают углом вверх стопки – из этих стопок складывается пачка. Невозможно плотно уложить швеллер маленького размера, ввиду этого пачки не такие устойчивые, склонны к рассыпанию, имеют множество пустот, и ввиду этого при перевозке нуждаются в дополнительной страховке – стяжке ремнями. Уголки, швеллеры и двутавры больших калибров грузятся по отдельности, и, несмотря на то, что эти профили можно скомпоновать в устойчивые конструкции, ради безопасности их необходимо привязать тросами либо ремнями этот прокат имеет длины от шести метров и более.
Зачастую стандарт длины равен 11,7-11,75 метров, т.е. нужен кузов длиной как минимум двенадцать метров. Почти такие же, как у швеллера и двутавра, требования и характеристики к перевозкам имеют профильные трубы прямоугольного и квадратного сечения.
Конструкция, которая из них сложена является достаточно устойчивой, однако множество пустот становится причиной того, что над бортами кузова уложенные трубы будут сильно возвышаться, в свою очередь как обычной сортовой прокат такого же веса не был виден из-за бортов. Высота укладки требует определённой страховки – дополнительных рёбер жёсткости и большей высоты бортов.