Грузовые автомобили оснащены двигателями, чьи распределительные валы вращаются от зубчатой передачи, шестерни которой располагаются на коленчатом и соответственно – распределительных валах.
Эти шестерни, во избежание неправильной сборки, имеют специальную маркировку. Так на автомобиле ЗИЛ-5301 шестерня коленвала передает вращение промежуточной шестерне, а уже от нее вращение получает шестеренка распределительного вала и одновременно шестерня механизма насоса высокого давления. Все эти зубчатые колеса, сильно напряженные валы, выполнены косозубыми, поэтому производят значительно меньше шума, чем прямозубые, причем нагрузки на зуб у них меньше т.к. в зацеплении находится больше зубьев.
Автомобильные ралли как испытательный полигон.
Есть ли смысл в дорогостоящих автомобильных соревнованиях? Такой вопрос многократно всплывает на обсуждениях и форумах, на страницах изданий автомобильной тематики. Сама история развития автотранспорта дает положительный ответ. С момента зарождения автопромышленности появилась необходимость определить методы относительной и абсолютной оценки качеств систем и агрегатов автомобилей. Практически одновременно с серийным выпуском первых автомашин появляются и первые гонки. Уже тогда были получены важные данные для сопоставления предлагаемых конструкций, особенно в области их кинетики.
Конечно, со временем, автопредприятия оборудовали свои лаборатории, испытательные стенды, была создана технология испытаний. Однако ценность спортивных состязаний не уменьшилась: именно тут вся конструкция автомобиля одновременно подвергается максимальным напряжением в ограниченный период времени. Именно тут недоработки проявляют свою уязвимость. Тут, в частности, проявляют свою прочность сильно напряженные валы и все зубчатые колеса Экстремальные условия гонок позволяют обнаружить те недоработки, которые пришлось бы выявлять лабораторным путем пару лет.
Машины, разрабатываемые для гонок - это квинтэссенция передовых технологий, материалов и технических находок. Удачные решения, подтвержденные успехом на гонке, незамедлительно внедряются в серийное производство типовых моделей. Любопытно, с позиций сегодняшнего дня глянуть на тождественность спортивных машин прошлых лет и современных: тут и колебания вращения, снижение веса составляющих мотора и многие другие. Собственно говоря, современные стандартные машины обладают теми же показателями по скорости, весу, прочности, что и вчерашние спортивные. Можно утверждать, что теперешние «болиды» содержат элементы завтрашних массовых систем
Но в целом, перспективы автотранспорта не ограничиваются проблемами конструкций. Второй стороной медали является сеть автодорог. И тут, как ни странно, авторалли тоже играют немаловажную роль. В отличие от обычных дорог гужевого транспорта, для автомобилей потребовались шоссе, автотрассы, автобаны. Дорога стала исключать крутые виражи, встречное перемещение, сглаживаются холмы и впадины, т.е. то, что выявилось препятствием для достижения высочайших скоростей гонок. Благодаря этому скорости на автодорогах возросли до 160-170км\час. Такие скорости, в свою очередь, потребовали перенимать и формы спортивных машин.